Ода на день тезоименитства
Его императорского высочества
великого князя Александра Николаевича,
30 августа 1823 года
1
Какое дивное виденье
Очам представилось моим!
Я вижу в сладком упоеньи:
По сводам неба голубым
Над пробужденным Петроградом
Екатерины тень парит!
Кого-то ищет жадным взглядом,
Чело величием горит…
2
Но вот с устен царицы мудрой,
10 Как луч, улыбка сорвалась:
Пред нею отрок златокудрый.
Средь сонма воинов резвясь,
То в длани тяжкий меч приемлет,
То бранный шлем берет у них.
То, трепеща в восторге, внемлет
Рассказам воинов седых.
3
Румянцев, Миних и Суворов
Волнуют в нем и кровь и ум,
И искрится из юных взоров
20 Огонь славолюбивых дум.
Проникнут силою рассказа,
Он за Ермоловым вослед
Летит на снежный верх Кавказа
И жаждет славы и побед.
4
Царица тихо ниспускалась,
На легком облаке как дым,
И, улыбаясь, любовалась
Прелестным правнуком своим;
Но вдруг Минервы светлоокой
30 Чудесный лик прияв, она
Слетела, мудрости высокой
Огнем божественным полна.
5
К прекрасному коснувшись дланью,
Ему Великая рекла:
«Я зрю, твой дух пылает бранью,
Ты любишь громкие дела.
Но для полунощной державы
Довольно лавров и побед,
Довольно громозвучной славы
40 Протекших, незабвенных лет.
6
Военных подвигов година
Грозою шумной протекла;
Твой век иная ждет судьбина,
Иные ждут тебя дела.
Затмится свод небес лазурных
Непроницаемою мглой;
Настанет век борений бурных
Неправды с правдою святой.
7
Уже воспрянул дух свободы
50 Против насильственных властей;
Смотри — в волнении народы,
Смотри — в движеньи сонм царей.
Быть может, отрок мой, корона
Тебе назначена творцом;
Люби народ, чти власть закона,
Учись заране быть царем.
8
Твой долг благотворить народу,
Его любви в делах искать;
Не блеск пустой и не породу,
60 А дарованья возвышать.
Дай просвещенные уставы,
Свободу в мыслях и словах,
Науками очисти нравы
И веру утверди в сердцах.
9
Люби глас истины свободной,
Для пользы собственной люби,
И рабства дух неблагородный —
Неправосудье истреби.
Будь блага подданных ревнитель:
70 Оно есть первый долг царей;
Будь просвещенья покровитель:
Оно надежный друг властей.
10
Старайся дух постигнуть века,
Узнать потребность русских стран,
Будь человек для человека,
Будь гражданин для сограждан.
Будь Антониной на престоле,
В чертогах мудрость водвори —
И ты себя прославишь боле,
80 Чем все герои и цари».[1],[2]
[1]ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ
49-50 Дух необузданной свободы
«Лит. листки» Уже восстал против властей
62 В обширных северных странах
[2]. «Литературные листки», 1823, No 3, с. 39, с цензурными искажениями. Печ. по ПСС, с. 51, где исправлены ст. 49-50 и 62 по копии с несохранившегося автографа. В «Литературных листках» к тексту оды были сделаны редакторские примечания (Ф. В. Булгарина), имеющие цензурный характер. К ст. 48: «Под именем святой правды здесь подразумевается Священный Союз, установленный для блага народов». К ст. 52: «Сие относится к западной Европе, где дерзостные осмелились восстать против законной, богом установленной власти, и пали навеки — и Европа спасена от ужасов безначалия». К ст. 77: «История не любит именовать живых». Карамзин. «Истор. Гос, Росс», т. 9, с. 427, строка 24″. Ода посвящена сыну Николая I, будущему императору Александру II (1818-1881), которому в 1823 г. было пять лет. Она отражает либерально-монархические настроения Рылеева и других членов Северного общества, возлагавших надежды на просвещенного монарха, и в частности на Александра Николаевича, которого и позднее, во время междуцарствия, некоторые декабристы хотели провозгласить царем, чтобы, пользуясь его малолетством, провести в стране ряд преобразований. В литературном и политическом отношении ода Рылеева опирается на определенную традицию од-поучений, обращенных к будущим правителям. Ср. «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» (1776) Державина, «На восшествие на престол Александра I» и «На торжественное коронование Александра I» (1801) Карамзина, «На рождение великого князя Александра Николаевича» (1818) Жуковского. Не удовлетворяясь опубликованием оды, Рылеев распространял в списках ее доцензурный вариант, о чем признался на следствии (см.: БД, т. 1, с. 176). В 1855 г. об этом стихотворении вспоминал Герцен в «Письме к императору Александру Второму». Выражая надежду, что политика нового царя будет отвечать интересам народа, он писал: «Рылеев приветствовал вас советом — ведь вы не можете отказать в уважении этим сильным бойцам за волю, этим мученикам своих убеждений? — Почему именно ваша колыбель внушила ему стих кроткий и мирный? Какой пророческий голос сказал ему, что на вашу детскую голову падет со временем корона?» (А. И. Герцен, Полн. собр. соч. в тридцати томах, т. 12, М., 1958, с. 273). Эпиграфом к своему письму Герцен взял ст. 53-68 из «Видения». Румянцев-3адунайский П. А. (1725-1796) — выдающийся полководец, фельдмаршал; прославился победами в войне с Турцией (1768-1774). Миних Б. Х. (1683-1767) — русский государственный деятель; немец по происхождению; в царствование Анны Иоанновны командовал русскими войсками в войнах с Польшей и Турцией. Одержал ряд побед (взятие Данцига в 1734 г., взятие Хотина в 1739 г.). Антонин Марк Аврелий (121-180) — римский император и философ, один из представителей римского просвещенного абсолютизма.
Год написания: 1823