Ломоносов М. В. — К Пахомию

Распечатать

Пахомей говорит, что для святаго слова
Риторика ничто, лишь совесть будь готова.
Ты будешь Казнодей, лишь только стань попом
И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом.
На что риторику совсем пренебрегаешь?
Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь.
Василий, Златоуст — церковные столпы —
Учились долее, как нынешни попы:
Гомера, Пиндара, Демосфена читали
И проповедь свою их штилем предлагали;
Натуру, общую всей протчей твари мать,
Небес, земли, морей, старались испытать,
Дабы Творца чрез то по мере сил постигнуть
И важностью вещей сердца людски подвигнуть;
Не ставили за стыд из басен выбирать,
Чем к праведным делам возможно преклонять.
Ты словом Божиим незнанье закрываешь
И больше тех мужей у нас быть уповаешь;
Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст!
Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
Нам слово Божие чувствительно, любезно
И лишь во рте твоем бессильно, бесполезно.
Нравоучением преславный Телемак
Стократ полезнее твоих нескладных врак.[1]

[1]К Пахомию. Впервые — Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его еще нигде не напечатанных творений, часть первая, в Санктпетербурге иждивением императорской Академии наук, 1784, с. 312-313.
Обращено против Гедеона Криновского (см. примеч. к «Гимну бороде»), который хулил в своих проповедях ломоносовскую «Риторику», совершенно, кстати, справедливо усматривая в ее авторе соперника церкви по овладению умами современников, постоянно выступал против риторов и ученых вообще: «Ежели бы я хотел вам здесь описать, сколько вреда произошло от таких, которые подчинять смели слово божие какой-нибудь науке или искусству и изобретениям человеческого разума, пространное бы и страшное открыл позорище». Предполагают, что названием своей эпиграммы Ломоносов уподоблял своего хулителя Пахомию Логофету, писателю XV в., известному подвижной совестью и умением за высокие гонорары потакать вкусам и желаниям богатых заказчиков, обращавшихся к нему с просьбами переписывать для них жития святых.
На что риторику совсем пренебрегаешь?.. — Гедеон Криновский говорил своим придворным слушателям: «Я никогда не старался, чтоб очень привязывать меня к риторике».
Не ставили за стыд из басен выбирать, Чем к праведным делам возможно преклонять. — Один из отцов православной церкви Василий Великий рекомендовал использовать произведения язычников, если они содержали в себе благие мысли.
Преславный Телемак — нравоучительный роман Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (1699), пользовавшийся в России огромной популярностью со времен Петра I; Гедеон Криновский говорил в своих проповедях о некоем «ленивом слышателе», подпавшем под воздействие новых веяний: «Охотнее ему читать Аргениду или Телемака, нежели Христово Евангелие».

Год написания: 1759

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *